Одним из условий достижения технологического суверенитета является определение основных направлений развития науки и техники. Площадками для обсуждения научных перспектив будущего, новых идей и обмена опытом между ведущими российскими учеными традиционно служат конференции и семинары различного уровня. Таким мероприятием стала и XXII Всероссийская школа-семинар по аэродинамике и динамике полета летательных аппаратов, в которой приняли участие специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Организатором встречи, прошедшей в середине марта под Новосибирском, выступил ФАУ «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина». Ученые ЦАГИ представили четыре доклада, в которых продемонстрировали облики перспективных летательных аппаратов будущего. Заместитель начальника Центра комплексной интеграции технологий ФАУ «ЦАГИ» Евгений Пигусов рассказал об особенностях обтекания пассажирского самолета двухфюзеляжной схемы (соавторы А.А. Крутов, В.И. Черноусов, А.И. Волков, В.С. Замараев). В правом фюзеляже (круглого сечения) такого авиалайнера располагаются топливные баки, а в левом (овального сечения) — пассажиры и грузы. Особенностью компоновки является намеренно заданная ассиметрия, связанная с обеспечением полетных центровок. Планируется, что машина будет оборудована тремя двигателями большой степени двухконтурности. Учеными проведен ряд расчетных исследований, доказывающий преимущества авиалайнера подобной конфигурации: высокое аэродинамическое качество, пассажировместимость и др. Второй доклад по этой тематике был посвящен исследованию особенностей обтекания хвостовой части овального фюзеляжа (А.А. Крутов, Е.А. Пигусов и др.). В фокусе внимания начальника сектора отделения аэродинамики самолетов ФАУ «ЦАГИ» Николая Брагина были исследования поля потока в области горизонтального оперения на режиме посадки модели магистрального самолета в присутствии экрана (соавторы Г.В. Бирюков, А.В. Забродин, Е.А. Заварзина). Эксперименты позволили определить оптимальные углы отклонения интерцепторов и тормозных щитков для уменьшения интенсивности вихревого следа от крыла летательного аппарата. Младший научный сотрудник ФАУ «ЦАГИ» Сергей Кузин представил результаты исследований несущих свойств крыла с импеллерными движителями (соавторы А.И. Волков, М.В. Долотин, А.А. Крутов, Е.А. Пигусов). Распределенная силовая установка с этими движителями призвана значительно увеличить подъемную силу на взлетно-посадочных режимах, что доказано с помощью математических расчетов и экспериментов в аэродинамической трубе малых скоростей. Также в школе-семинаре приняли участие ученые из таких организаций, как ФАУ «СибНИА имени С.А. Чаплыгина», Новосибирский университет, ИТПМ СО РАН, АО «УЗГА», АО «Кронштадт», ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова». Всего было представлено более 30 докладов.
Школа-семинар по аэродинамике и динамике полета летательных аппаратов проводится в ФАУ «СибНИА имени С.А. Чаплыгина» с 2002 года. Семинар решает три основные задачи: подведение итогов работы научно-исследовательского отделения аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов СибНИА имени С.А. Чаплыгина в прошедшем году, обучение начинающих ученых основам научной деятельности, подготовке докладов, выступлению на научных форумах, а также обсуждение перспективных направлений в авиации.