В МГУ имени М.В. Ломоносова 23-24 января прошел Всероссийский научный симпозиум по проблемам аэромеханики и газовой динамики, посвященный 100-летию со дня рождения академика Горимира Чёрного.

Имя этого выдающегося ученого – исследователя прорывных направлений, одного из основателей школ газовой динамики и аэродинамики больших скоростей, тесно связано не только с МГУ, но и с Центральным институтом авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Восемнадцать лет, с 1952 по 1970 год, в период развития и становления высокоскоростной авиации, Горимир Чёрный возглавлял газодинамическую лабораторию ЦИАМ.

Светлая память о Горимире Горимировиче сохраняется в умах, трудах и сердцах сотрудников института. Его значимый вклад в отечественную науку и развитие авиационного двигателестроения отметил генеральный директор ЦИАМ Андрей Козлов в своем выступлении на открытии конференции.

Специалисты ЦИАМ представили на симпозиуме результаты ряда исследований. Один из докладов был посвящен полученному исследователями института газодинамическому решению задачи расширения Вселенной. В этой работе, в частности, даны ответы на ряд вопросов, ставивших в тупик мировую науку.

Тему классической физики продолжил доклад «Механика сплошной среды с унифицированным моделированием близкодействующих и дальнодействующих силовых полей, газодинамических процессов и материалов».

Сотрудники ЦИАМ рассказали и об опыте проектирования газовых и паровых турбин. Так, было отмечено, что финальное проектирование турбины проводится путем многодисциплинарной оптимизации с использованием трехмерного моделирования аэродинамики проточной части, расчета теплового и напряженно-деформированного состояния элементов. Были затронуты проблемы выбора: в условиях, близких к оптимальным с точки зрения газодинамической эффективности, могут существовать разные геометрические решения, близкие по эффективности, но существенно различающиеся по возможностям, например, организации способов охлаждения, или ¬– в случае проектирования длинных лопаток – по размещаемости замков лопаток в дисках и др.

Также были представлены результаты численного исследования тонального шума, создаваемого последней ступенью турбины низкого давления авиационного двигателя. Такой акустический расчет позволяет подробно исследовать главный механизм генерации тонального шума – нестационарное взаимодействие лопаточных колес.

Организаторами мероприятия выступили МГУ им. М.В. Ломоносова, Минобрнауки России, Российская академия наук, Российский национальный комитет по теоретической и прикладной механике.