Развитие перспективных технологий, новые прорывные решения в критически важных отраслях промышленности – ключевые составляющие достижения экономического и технологического суверенитета страны. В недалеком будущем станут широко востребованы самолеты, вертолеты, беспилотные и иные летательные аппараты с альтернативными силовыми установками – в частности, гибридными и полностью электрическими. Системы электродвижения и электронно-компонентная база для них были в фокусе внимания участников круглого стола, организованного ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» в бизнес-центре ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва) 13 марта.
Основной целью встречи стало взаимодействие и обмен опытом между представителями профильных научно-исследовательских институтов, разработчиков современной гражданской и военной техники и специалистами организаций промышленности, выпускающих материалы и комплектующие изделия для электродвигателей, силовых преобразователей и систем электроснабжения.
Мероприятие открыл директор проектного комплекса «Электродвижение» ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Владислав Калитка. Он рассказал, что в настоящий момент в рамках ряда комплексных научно-технологических проектов ученые НИЦ работают над формированием обликов летательных аппаратов будущего – регионального, магистрального самолета, вертолета для городской аэромобильной среды, в которых используются электродвигатели. Создание демонстраторов этих машин требует развития технологий электродвижения, обеспечения их в рамках программы импортозамещения отечественной электронно-компонентной базой – силовой электроникой, датчиками, контроллерами, системами охлаждения и др., не уступающими по свои характеристикам применяемой импортной ЭКБ.
«Электродвижение – обширная межотраслевая тематика. С целью развития электрических технологий для перспективных авиационных систем следующих поколений необходимо координировать усилия наших предприятий, сформировать план деятельности и активно осуществлять поиск конкурентоспособных научных и промышленных решений», – отметил Владислав Калитка.
Руководитель отдела перспективных исследований ФАУ «СибНИА имени С.А. Чаплыгина» Сергей Шейфер рассказал об использовании технологий электродвижения при создании инновационных летательных аппаратов. Одним из них стал транспортный беспилотник сверхкороткого взлета и посадки «Партизан», демонстратор которого совершил первый полет в феврале этого года. В нем использована система активного обдува распределенной винтомоторной группой (представляет собой ряд электрических двигателей) вдоль всего размаха нижнего крыла, что позволяет значительно сократить взлетно-посадочную дистанцию и обеспечить устойчивое управление на сверхмалых скоростях.
В ходе круглого стола прозвучали доклады и на такие темы, как опыт применения современной отечественной компонентной базы в электроприводе, гибридные электрические силовые установки летательных аппаратов, оборудование для систем электродвижения, разработка и производство силовых полупроводниковых приборов в Российской Федерации и др.
Особый интерес собравшихся вызвала возможность организации в России производства силовой компонентной базы на основе кремния и карбида кремния – основных полупроводников для изготовления современных изделий микроэлектроники.
В мероприятии также приняли участие представители департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ, группы компаний «Элемент», АО «Эколибри», НИУ «МЭИ», ООО «НПК «Энергодвижение», ФГБОУ ВО «УУНиТ», АО «НПО «Энергомодуль», АО «Протон-Электротекс», ПАО «Электровыпрямитель», АО «Элеконд», ООО «Фрезарт», АО «Арсенал КрЗПП», АО «НИИ НПО «Луч», Фонда Перспективных Исследований и др. Также активное обсуждение вызвали доклады разработчиков интегральных микросхем и микроконтроллеров - АО «ПКК Миландр» и АО «НИИЭТ». Всего было представлено 17 докладов.
Электродвижение – это способ приведения машины в движение с помощью электрических двигателей. В состав такой системы входят генераторные агрегаты или аккумуляторные батареи, преобразователи электроэнергии, электродвигатели, устройства электрической защиты и др. Силовые установки для авиационной техники, созданные на базе этой технологии, отличаются малошумностью, экологичностью, весовой эффективностью за счет оптимизации конструкции. Ориентировочно к 2025–2027 году НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» планирует представить линейку демонстраторов летательных аппаратов с электрическими и гибридными силовыми установками с принципиально новыми экономическими и экологическими показателями.